Новости
Автоматизация ресторана
18 Июня 2014
Автоматизация ресторанов на сегодняшний день является обязательным условиям для успешного функционирования заведений общественного питания. Ведь система автоматизации, внедрённая в работу ресторана, позволяет успешно решать широкий спектр задач, речь о которых пойдёт в данной статье.
Условно автоматизации ресторана подразделяется на «фронт-офис», отвечающий за контроль над деятельностью зала для гостей, и «бэк-офис», обеспечивающий контроль за движением продукции и материальных ценностей в ресторане.Многие рестораны используют одну из систем на выбор, однако, бесспорно, комплексная автоматизация «фронт-офиса» и «бэк-офиса» дают гораздо большие результаты.
Главным элементом работы «фронт-офиса» является работа терминала официанта, с помощью которого осуществляется фиксирование заказов посетителей ресторана. Многие рестораны применяют мини-компьютеры (мобильные POS терминалы), стоимость которых составляет от $ 350. Особенно мини-компьютеры широко используются в ресторанах, где официанты делятся на принимающих заказ и непосредственно обслуживающих посетителей. Зафиксированный заказ на терминале автоматически посылается на кухню (бар), после чего повара (бармен) в порядке очереди приступает к его выполнению.Основным элементом работы «бэк-офиса» считается так называемые калькуляционные карты, куда технолог заносит информацию о полученных продуктах, их использовании и остатках. Контроль за движением продуктов питания и материальных ценностей позволяет существенно снизить издержки ресторана. Решая задачи корпоративного управления, на уровне «бэк-офиса» программа автоматизации способствует более эффективному ведению финансово-хозяйственной деятельности. Внедрение «бэк-офиса» открывает следующие возможности: контроль финансово-материальных потоков, способствование эффективности управленческого учёта, получение оперативных данных о деятельности территориально удалённых предприятий, ведение планирования и бюджетирования, создание автоматизированных рабочих мест директора, бухгалтера, менеджера по кадрам, работников планово-финансового отдела.
ИТ-оборудование для ресторанов – POS системы
Как уже было отмечено, главным элементом работы «фронт-офиса» является работа терминала официанта, оптимальное количество которых определяется площадью ресторана, а также количеством персонала. Как правило, одна рабочая станция предполагает не более трех официантов.
POS системы выполняют следующие функции:
Принятие заказа;Распечатка заказов на чековых принтерах;Предоставление скидок;Распечатка предварительного чека;Распечатка окончательного счетаОборудование, составляющее рабочую станцию, включает сенсорный POS-терминал со считывателем магнитных карт и чековый термопринтер.
С помощью POS-терминала официант формирует заказ посетителя ресторана, выбирая необходимые блюда и напитки на сенсорном экране, предварительно сохранённые в базе данных.
После отправления сформированного официантом заказа на кухонном принтере и POS-терминале в баре, осуществляется автоматическая печать предварительного чека сделанного посетителем заказа, на котором указывается фамилия официанта, номер обслуживаемого им столика, заказанные клиентом блюда и напитки. Именно по этому чеку официант получает блюда и напитки из кухни и бара.
Расчёт клиента официантом осуществляется с помощью выведения POS-терминалом окончательного счета. В случае оплаты с помощью дисконтной карты посетитель заведения получает скидку в установленном заведением размере.
На сегодняшний день широкое распространение получили небольшие рабочие станции официанта, которые служат в качестве расчетно-кассовых узлов, в то время как официант выполняет функции кассира. В таком случае в зависимости от потребностей каждого заведения рабочая станция должна быть дополнена дисплеем покупателя, денежным ящиком, а также фискальным регистратором.
POS-терминал, получивший наибольшую популярность в настоящее время, включает в свою конструкцию сенсорный экран и встроенный ридер магнитных карт.
Что включает автоматизация ресторана?
Под комплексной автоматизацией предприятий общепита (бара, кафе, ресторана) понимается многофункциональная система управления, которая должна характеризоваться лёгкостью внедрения, простотой в обучении персонала, доступностью в эксплуатации и эффективностью применения.
Основная цель автоматизации ресторана – повышение эффективности в управлении рестораном.
Возможности системы автоматизации:
Приём оплаты в различных формах;
Высокая скорость обслуживания клиентов;
Полный контроль за движением продуктов и их остатков;
Гибкое маркетинговое управление;
Минимизация злоупотреблений персонала (воровство);
Приём заказов через интернет.
Система автоматизации ресторанного бизнеса
Любое предприятие общественного питания рассматривается как со стороны предприятия, предоставляющего услуги, так и со стороны предприятия, осуществляющего производственно-торговую деятельность. Поэтому создание максимального количества конкурентных преимуществ ресторанов основная задача заведений общественного питания.
Качество предоставляемых услуг и эффективность использования всех подходов, применяемых в ресторанном деле, определяет конкурентоспособность заведения.
Благодаря автоматизации общепита многие рестораторы отмечают позитивную тенденцию к повышению конкурентоспособности баров, кафе, ресторанов.
Комплексная автоматизация предприятия общественного питания включает следующие этапы:
Инсталляция программного обеспечения;Поставка ИТ-оборудования;Настройка ИТ-оборудования;Обучение персонала работе на с ИТ-оборудованием;Авторский надзор;Техническая поддержка программного обеспечения;Техническое обслуживание ИТ-оборудования.Программное обеспечение для ресторанов
Основной принцип работы программных продуктов в заведениях общественного питания заключается в объединении всех процессов, связанных с учётом, анализом и применением данных, полученных и обработанных программным обеспечением.
В результате чего программные продукты позволяют ежедневно получать информацию о стоимости закупок, выручке, остатках на складе и других финансовых показателях, что позволяет владельца заведений осуществлять анализ данных, даже находясь в другом городе.
Бесспорно, автоматизация ресторанного дела требует немалых затрат со стороны владельцев заведений, однако, прибегая к приобретению оборудования на вторичном рынке с целью минимизации расходов, рестораторы рискуют в будущем столкнуться с большими затратами, связанными с дорогостоящим ремонтом и покупкой нового оборудования. Поэтому при выборе компьютеров важно уделять особое внимание производителям, техническим и эксплуатационным характеристикам, а также условиям гарантийного и послегарантийного обслуживания.
Зачем нужна автоматизация ресторана?
Является безусловным тот факт, что автоматизация работы ресторанов позволяет владельцам заведений осуществлять полный контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью. Ведь независимо от того, насколько сильно ресторатор доверяет своим работникам, любой хозяин заведения хотел бы иметь свободный доступ в любое время к данным, отражающим результаты функционирования ресторана.
Также автоматизация ресторанов позволяет администраторам заведений осуществлять анализ её деятельности, подводя итоги и делая выводу по любому вопросу, связанному с работой кухни и зала для гостей.
Как уже было отмечено ранее, автоматизация ресторана также позитивно сказывается на увеличении скорости обслуживания посетителей заведения, а, следовательно, и на повышении уровня его качества. Ведь большинство клиентов ресторанов не любят долго ждать, пока их обслужат. К тому же многие посетители приходят в заведение не для того, чтобы поесть или перекусить, а для того, чтобы получить оперативное качественное обслуживание.
Автоматизация ресторанного дела также способствует повышению рентабельности заведения, которая должна расти не за счёт увеличения наценок, а за счёт повышения эффективности бара, кафе, ресторана в целом.
Нужно добавить, что внедрение системы автоматизации в заведениях общественного питания минимизируют роль человеческого фактора в нанесении убытков бару, кафе, ресторану.
Автоматизированная система, бесспорно, имеет немаловажное значение в процессе сокращения количества сотрудников, в частности в отделе бухгалтерии. Поэтому в зависимости от того, насколько отлажена работа автоматизированной системы, включающая полноценное качественное обучение работников заведения, непосредственно работающих с компьютерами, определяется количество работников бухгалтерии.