Новости
Общепит в Беларуси – правила игры на рынке
27 Июня 2014
Типы объектов общественного питания
Согласно постановлению Министерства торговли Республики Беларусь от 04.10.2010 N 26 "Об утверждении Инструкции по классификации торговых объектов общественного питания", объекты общественного питания подразделяются на такие типы, как ресторан, кафе, бар, столовая, закусочная, буфет, кафетерий, магазин (отдел) кулинарии, заготовочный объект (цех).
В настоящее время деятельность в сфере общественного питания в Республике Беларусь осуществляется без лицензии, лицензия необходима только для торговли алкогольной продукцией.
Как определяется тип объекта общественного питания?
Типология объектов общественного питания базируется на особенностях обслуживания, специфике реализуемой продукции и прочих факторах:
- ассортимент, разнообразие и сложность изготовления реализуемой продукции;
- квалификация персонала;
- качество обслуживания;
- номенклатура предоставляемых услуг;
- техническая оснащенность.
Помимо указания типа на вывеске объекта общественного питания также должна быть указана следующая информация: наименование объекта, наценочная категория, режим работы, наименование организации и место ее нахождения.
Какие выделяются категории заведений общественного питания?
В зависимости от наценки заведения общественного питания подразделяются на следующие категории: люкс, высшая, первая, вторая. Также существуют объекты общественного питания, не имеющие наценочных категорий.
Помещение общественного питания должно соответствовать определенным требованиям санитарных, пожарных органов и органов охраны.
К заведениям общественного питания согласно типу и наценочной категории и предъявляется целый ряд требований не только к архитектурно-планировочным решениям и оформлению интерьера, но и к мебели, посуде, приборам и белью.
В Республике Беларусь требования к торговым объектам общественного питания различных типов и наценочных категорий определяются Инструкцией по классификации торговых объектов общественного питания.
Кем определяется наценочная категория заведения общественного питания?
Наценочная категория объекта общественного питания представляет собой совокупность отличительных признаков объекта определенного типа (кафе, бар, ресторан и др.), характеризующая уровень и условия обслуживания, а также качество предоставляемых услуг.
Отнесение торговых объектов общественного питания к конкретному типу и наценочной категории осуществляется собственником объекта или уполномоченным лицом в порядке, определенном Министерством торговли Республики Беларусь.
На основании решения комиссии собственнику объекта или уполномоченному лицу соответствующими органами выдается документ о присвоении объекту общественного питания наценочной категории на срок не более пяти лет.
Должна ли присутствовать в меню заведения белорусская национальная кухня?
По данным Министерства торговли Республики Беларусь, в Беларуси наблюдается недостаток объектов общественного питания, предлагающих национальную кухню. В связи с предстоящим Чемпионатом мира по хоккею в 2014 году данная проблема особенно актуальна.
Открытие объектов, основанных на традициях белорусской национальной кухни, отражающих колорит и самобытность белорусской культуры, предусмотрено концепцией реализации государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2011-2015 годы, утвержденной приказом Министерства торговли Республики Беларусь № 178 от 29 декабря 2011 г.
По данным Министерства торговли Республики Беларусь, в меню объектов общественного питания, за исключением объектов, специализирующихся на приготовлении национальных кухонь других народов, должны включаться блюда белорусской кухни.
Ассортимент блюд национальной кухни Беларуси включает авторские блюда шеф-поваров, а также блюда их из Сборника технологических карт белорусских блюд, утвержденного Министерством торговли Республики Беларусь.
В Беларуси существует острая необходимость не только в увеличении заведений общественного питания, специализирующихся на национальной кухне, но и в развитии культуры питания в целом. Популяризация белорусских кулинарных традиций может стать одним из самых серьезных стимулов для открытия заведений национальной кухни белорусскими предпринимателями. История белорусской гастрономии не должна ограничиваться драниками, клецками и картофельной бабкой в меню заведения. Сегодня есть примеры успешно функционирующих заведений и даже сетей белорусской национальной кухни, это достаточно прибыльные проекты.
Краткий обзор рынка общественного питания Беларуси
В Беларуси на сегодняшний день функционирует порядка 12,5 тыс. объектов общественного питания, 7,5 тыс. из них – кафе, бары, рестораны, около 2 тыс. заведений общественного питания располагается в Минске.
При сохранении нынешних тенденций развития сферы общественного питания в Беларуси, к концу 2015 г. в Беларуси будет обеспечено наличие не менее 40 мест на 1 тыс. жителей, в Минске – не менее 45 мест, причем в центре Минска плотность близка к среднеевропейскому показателю и составляет 119 мест.
В то время как по состоянию на 1 января 2011 г на 1 тыс. населения в Беларуси приходилось 28 мест в заведениях общественного питания, в Минске — 32 места.
Однако вопросы, связанные с дефицитом квалифицированного персонала, с недостаточным уровнем обслуживания, а также ограниченный выбор продуктов на внутреннем рынке и многие другие проблемы по-прежнему являются камнями преткновения для развития сферы общественного питания в Беларуси.